Анализ российского рынка спецтехники за первую половину 2020 года

17.08.2020
17.08.2020

Первая половина 2020 года ознаменовалась предчувствием экономического кризиса. Уже в марте государства начали закрывать границы, а в правительстве заговорили о введении режима самоизоляции. Соответственно, многие предприятия приостановили работу и отправили своих сотрудников по домам.

Тем не менее, эти экономические волнения не коснулись рынка спецтехники. Несмотря на режим самоизоляции, многие строительные, складские, логистические и промышленные предприятия продолжили работу, пусть и с ограничениями. Поэтому рынок спецтехники в первой половине 2020 года показал уверенный рост.

Динамика рынка сельскохозяйственной спецтехники за I половину 2020 года

Рынок сельскохозяйственной спецтехники показал рост на 17% в сравнении с этим же периодом прошлого года. Суммарно российские предприятия выпустили машин и запчастей к ним на 70 млрд рублей. Рост продемонстрировали даже такие компании, как Чебоксарский тракторный завод (АО «Промтрактор»), которые последние несколько лет не могли похвастаться большими объёмами производства.

 Источник изображения tespa.ru

По словам заместителя главы Минпромторга РФ А. Морозова, доля отечественной спецтехники на российском рынке сельскохозяйственного оборудования выросла до 54%. Ведомство рассчитывает, что через 10 лет значение этого показателя достигнет 80%. Отчасти эта уверенность обусловлена тем, что многие российские предприятия выпускают спецтехнику, по характеристикам не уступающую иностранным аналогам. Например, компания «Ростсельмаш» в 2020 году представила новое поколение уборочных комбайнов NOVA, которые при сохранении компактных габаритов могут использоваться при жатве и зерновых, и силосных культур.

Российская сельскохозяйственная спецтехника востребована не только на отечественном рынке. Поставки оборудования осуществляются по всему миру, более чем в 50 государств.

Сокращение производства дорожно-строительной техники

Если рынок сельскохозяйственной спецтехники в I половине 2020 года продемонстрировал уверенный рост, то дорожно-строительных машин – напротив, падение. Объёмы производства сократились на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более того, в III квартале 2020 года падение спроса достигло 15%, что объясняется последствиями экономического кризиса и пандемической ситуации.

 Источник изображения tespa.ru

Тем не менее, некоторые виды спецтехники продемонстрировали рост продаж:

  • Краны-манипуляторы (крано-манипуляторные установки, КМУ) – рост на 69%;
  • Катки – рост на 57%;
  • Автокраны – рост 11%.

Наиболее заметно сократились поставки следующих видов дорожно-строительной техники:

  • Бульдозеры – падение на 10%;
  • Автогрейдеры – падение на 19%;
  • Экскаваторы-погрузчики – падение на 30%.

Также во II квартале 2020 года российские производители спецтехники столкнулись с ростом курса доллара. А из-за усложнения логистических мероприятий с рынка пропали иностранные запчасти и комплектующие, у которых нет отечественных аналогов. Всё это вкупе с экономическим кризисом привело к падению производства спецтехники.

Тем не менее, в денежном выражении рынок дорожно-строительной техники всё-таки вырос. Всего за первое полугодие 2020 года было отгружено готовых машин на общую сумму в 17,5 млрд руб. Это на 6% больше, чем в прошлом году за тот же период. Рост рынка в денежном выражении означает, что увеличилась востребованность более дорогой спецтехники.

Сокращение продаж импортной спецтехники

Рынок импортной системы также сократился. Суммарное падение составило порядка 5%. Всего за I полугодие 2020 года было отгружено 5,5 тысяч единиц импортной спецтехники (а также машин от зарубежных компаний, но произведённых на территории Российской Федерации, таких как самосвалы Ford Trucks 4142D).

 Источник изображения tespa.ru

Сокращение рынка импортной спецтехники объясняется сразу тремя факторами. Во-первых, пандемия, охватившая весь мир и приведшая к закрытию границ с одновременным усложнением таможенных и логистических процедур. Следствием её стал и экономический кризис. Во-вторых, отечественная спецтехника за последние несколько лет сделала значительный шаг вперёд и поэтому ни по техническим, ни по эксплуатационным аналогам не уступает импортным аналогам. И наконец, в июне была запущена программа льготного лизинга, и многие компании не торопились покупать спецтехнику до запуска этой государственной субсидии.

Наибольшее падение показали следующие виды спецтехники:

  • Самоходные грейдеры – падение на 8%;
  • Гусеничные тракторы – падение на 11%;
  • Колёсные погрузчики – падение на 19%;
  • Шарнирно-сочленённые самосвалы – падение на 38%;
  • Самосвалы с жёсткой рамой – падение на 49%.

Тем не менее, четыре сегмента рынка спецтехники показали незначительный рост. Продажи экскаваторов-погрузчиков, погрузчиков с бортовым поворотом и гусеничных экскаваторов выросли на 1%, а колёсных экскаваторов – на 2%.

Эксперты предполагают, что наиболее критичным периодом для рынка импортной спецтехники станет вторая половина 2020 года. Предполагается, что падение достигнет 5-10%. Однако государственная поддержка в виде программы льготного лизинга способна помочь компаниям пережить экономический кризис.

Китайские экскаваторы оказались особенно востребованы на российском и мировом рынках

А вот китайские производители спецтехники, по всей видимости, экономический кризис и не заметили. Согласно официальным отчётам, рост продаж экскаваторов из Поднебесной за первую половину 2020 года увеличился на 24,8% на внутреннем рынке и на 17,8% на международном рынке.

 Источник изображения tespa.ru

Всего в другие страны из Китая была отправлена 2901 единица спецтехники. В том числе – и в Россию. Отчасти это обусловлено тем, что крупнейшие китайские производители, такие как SANY, теперь охватывают все сегменты рынке экскаваторов – от 1-тонных до 200-тонных карьерных.

Востребованность китайских экскаваторов на российском рынке объясняется в том числе тем, что в конструкции этой спецтехники используются комплектующие от европейских и американских производителей. Это повышает производительность и надёжность машин при сохранении адекватной цены (даже с учётом повышения таможенных пошлин, которое произошло в последние несколько лет).