Форвардеры – специальные виды тракторов, которые используются в лесозаготовительных работах для транспортировки подготовленных брёвен к месту складирования, погрузки или обработки. Конструкционно представляют собой самоходное колёсное или гусеничное шасси, к которому присоединён прицеп особой конфигурации, оснащённый краном-манипулятором. Именно в него складываются подготовленные брёвна.
Как правило, форвардеры используются совместно с харвестерами – другой разновидностью лесозаготовительной техники, которая предназначена для спиливания и предварительной обработки деревьев.
Источник изображения deere.ru
Главной особенностью форвардеров, отличающей их от других разновидностей тракторов, является впечатляющая проходимость. Это позволяет спецтехнике выполнять работы на сложных участках местности. Кроме того, форвардеры характеризуются повышенной тяговой силой и большой грузоподъёмностью. Благодаря всем этим параметрам данная спецтехника может использоваться для проведения лесозаготовительных работ в отдалённых просеках, на «пересечённой местности», в том числе горных склонах и участках территории с грунтами, имеющими низкую несущую способность.
Как правило, форвардеры используются в паре с харвестерами. Эти «комбайны» сваливают дерево, после чего удаляют с его поверхности сучки и ветки, а также обрезают ствол в зависимости от того, какая толщина бревна требуется. Затем форвардер с использованием манипулятора захватывает это бревно, погружает в кузов – и после наполнения оного транспортирует готовые лесоматериалы к месту хранения, погрузки или обработки.
Погрузка происходит следующим образом:
Источник изображения deere.ru
Для управления используются, как правило, джойстики. Поэтому оператор форвардера должен предварительно пройти обучение. Некоторые компании, такие как финский производитель лесозаготовительных машин Ponsse, выпускают даже симуляторы, на которых можно проверить навык обращения со спецтехникой.
Основная задача форвардера – иметь высокую проходимость. Поэтому такие машины оснащаются шести- либо восьмиколёсным шасси, а в некоторых случаях – гусеничным приводом для работы на грунтах с малой несущей способностью или в зимних условиях (на снегу). Кроме того, в конструкцию форвардера входит мощная гидростатически-механическая трансмиссия. Это улучшает проходимость машины.
Колёсная база может выполняться в трёх конфигурациях - 4×4, 6×6 или 8×8. Для улучшения проходимости покрышки можно оснастить противоскользящими цепями либо накладками гусеничного типа. Гусеничные модели оснащаются резинометаллической ходовой.
По классам массы форвардеры различаются на три типа:
Конструкция тележки (кузова, грузового отсека) включает переднюю решётчатую стенку для защиты оператора и несколько боковых коников для фиксации брёвен и предотвращения их скатывания. Общий объём составляет от 5 до 25 кубических метров. Как правило, большинство форвардеров оснащаются трансформируемой тележкой, которая способна изменять геометрию и ёмкость – это необходимо для выполнения широкого спектра лесозаготовительных работ. Впрочем, модели с фиксированной тележкой тоже существуют.
Источник изображения deere.ru
Ключевыми техническими характеристиками, на которые следует обратить внимание при выборе форвардера для проведения работ, являются:
Также важное значение имеет производительность. Этот параметр складывается из предыдущих. Как правило, при работе с харвестером производительность форвардера составляет около 12 кубометров древесины в час.
Гидравлический кран-манипулятор – обязательный функциональный элемент форвардера. Он захватывает бревно и погружает его в кузов. Размещение манипулятора определяет некоторые функциональные особенности форвардера.
Источник изображения deere.ru
Например, спецтехника, в которой гидроманипулятор устанавливается в передней или центральной части, легко проходит повороты. Это очень важно при транспортировке машины к месту проведения лесозаготовительных работ. Но главное – форвардеры с расположенным в центральной части манипулятором очень практичны при прореживании.
Форвардеры, в которых манипулятор устанавливается в задней части, показывают большую устойчивость. Чем сильнее заполнен грузовой отсек – тем стабильнее работа крана, поскольку массивные брёвна погашают колебания. Однако такая техника заметно «срезает» повороты – и поэтому подходит для эксплуатации при сплошной валке леса.