Грузоподъёмные краны: виды, особенности, правила эксплуатации

09.09.2020
09.09.2020

Грузоподъёмные краны – спецтехника, предназначенная для манипуляции различными видами грузов посредством их перемещения как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Используется на строительных площадках, в производстве различных типов, складских работах и других сферах деятельности.

Главная особенность конструкции грузоподъёмных кранов, отличающая их от манипуляторов, заключается в расположении несущего устройства. Оно перемещается по направляющей вертикального типа или по горизонтально расположенной рельсе.

Виды и особенности грузоподъёмных кранов

В зависимости от типа конструкции выделяют следующие виды грузоподъёмных кранов:

  • Мостовые краны (включая шахтные);
  • Консольные краны (включая колонные и настенно-консольные);
  • Портальные краны (включая монтажные, перегрузочные и доковые).

Рассмотрим их по отдельности.

 Источник изображения pixabay.com

Мостовые грузоподъёмные краны

Конструкция направляющих этих кранов, как понятно из названия, напоминает мост. В общем виде на две колонные опоры устанавливаются рельсы-направляющие, по которым движется грузоподъёмная тележка.

Если тележка устанавливается на воздушные рельсовые пути сверху, то речь идёт об опорных кранах. Если прикрепляется к ним снизу – то о подвесных. Кроме того, существует конструкция, при которой рельсовый путь устанавливается на земле, а опоры вместе с тележкой движутся по ним. Это – козловые краны.

Источник изображения pixabay.com

Шахтные мостовые краны также оснащаются специальным ограждением, которое позволяет перемещать в горизонтальной плоскости ещё и людей. Кроме того, такие установки работают исключительно от электричества, поскольку в условиях нехватки воздуха и повышенных температур применять гидравлику опасно.

Консольные грузоподъёмные краны

Консольные грузоподъёмные краны имеют более простую конструкцию. Основная опора – это единичная колонна, которая фиксируется на полу или стене. К ней прикрепляется рельса с подвижной в горизонтальной или вертикальной плоскости тележкой. Такая конструкция делает консольные краны менее грузоподъёмными, чем мостовые – согласно ГОСТ 19494-74 и ГОСТ 19811-82 предел для стационарных составляет 3,2 тонны, для передвижных 10 тонн.

Источник изображения tespa.ru

Различают два вида консольных грузоподъёмных кранов:

  • Колонные. Опора представляет собой колонну, фиксирующуюся на полу или на полу и потолке. По ней вверх-вниз передвигается рельса с закреплённой тележкой. Как правило, такие краны наиболее часто используются в машиностроении.
  • Настенно-консольные. Опора представляет собой рельсу, закреплённую на стене (так называемая «ферма»). Движение тележки осуществляется в горизонтальной плоскости. Такие краны устанавливаются в небольших помещениях и используются не только для подъёма, но и для транспортировки грузов.

Также настенные краны могут иметь неподвижное исполнение. Тогда тележка способна двигаться исключительно вперёд и назад по рельсе-плечу, закреплённой перпендикулярно опорной стене. По сути, являют собой разновидность колонных, только без колонны.

Портальные грузоподъёмные краны

Наиболее широко использующаяся разновидность. Применяются в доках, на строительных площадках, в логистических терминалах и так далее. Конструкция, на понятно из названия, подразумевает установку крана на портале – специальной подвижной конструкции, которая способна перемещаться горизонтально по рельсам наземного размещения.

Сам портальный кран имеет полноповоротную стреловую конструкцию. Он способен перемещать грузы не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Именно поэтому он часто используется для загрузки или разгрузки различных транспортных средств (поездов, кораблей, даже просто самосвалов). Также они могут применяться при судостроении и возведении зданий, если оправдана прокладка рельс.

 Источник изображения wikipedia.org

Портальные краны могут использоваться исключительно на открытом воздухе. Они требуют достаточно широкого пространства для работы и маневрирования, поэтому применение внутри складских и производственных помещений не оправдано – для них лучше подойдут консольные.

Различают следующие виды портальных кранов:

  • Монтажные. Используются в строительстве, конструировании, производстве. Максимальная грузоподъёмность составляет 300 тонн;
  • Перегрузочные. Используются для манипуляции различными грузами на логистических узлах (в портах, на вокзалах и так далее). Максимальная грузоподъёмность составляет 40 тонн;
  • Доковые. Компактные и манёвренные краны, которые используются для манипуляции грузами и при проведении судоремонтных работ. Максимальная грузоподъёмность составляет 30 тонн.

Характеристики таких машин различаются в зависимости от модели. Так, максимальная длина стрелы у этой спецтехники доходит до 100 метров. А ширина колен – до 15,3 метров.

Особенности эксплуатации грузоподъёмных кранов

Согласно требованиям Федеральных норм и правил, эксплуатация грузоподъёмных кранов требует, чтобы у оператора был соответствующий допуск. Впрочем, на некоторых предприятиях можно обойтись просто инструктажем и обучением сотрудника правилам безопасности.

При эксплуатации оператор должен понимать следующие аспекты работы грузоподъёмного крана:

  • Особенности эксплуатации электрического или гидравлического оборудования, а также – при необходимости – блочных систем передачи механического движения;
  • Принципы функционирования основных элементов и узлов машины – тележки, галереи, лебёдки и так далее;
  • Способ и особенности управления. Этот аспект разнится в зависимости от конкретной модели, её функциональности и года выпуска;
  • Коэффициент торможения, максимальная скорость и другие динамические параметры. Это особенно важно для безопасной и точной работы – чтобы груз не «улетел» и не ударил кого-либо при манипуляциях.

Правила эксплуатации грузоподъёмных кранов, как и иных грузоподъёмных механизмов, описываются нормативом ПБ 10-382-00, разработанным в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года.

Кроме того, к эксплуатации грузоподъёмных кранов применяется приказ Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 года, вводящий новые правила безопасности для производственных объектов, где применяются грузоподъёмные механизмы.