История развития эвакуаторов, виды, особенности

26.10.2020
26.10.2020

Эвакуатор – специально оборудованный грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки транспортных средств, которые по тем или иным причинам не могут перемещаться по дорогам самостоятельно. В современном мире он применяется в основном в двух случаях. Первый – перевозка сломанных или аварийных авто к месту проведения ремонта. Второй – транспортировка неправильно припарковавшихся машин на штрафстоянку.

Первый эвакуатор появился примерно тогда же, когда и автомобили – в начале XX века. Он был изобретён неким умельцем из США, машина которого постоянно ломалась и отказывалась заводиться. Конструкционно этот эвакуатор был довольно похож на современные автомобили, хотя и с точки зрения инженерии был максимально прост – это был грузовик, оснащённый лебёдкой.

Источник изображения tespa.ru

История развития эвакуаторов

Разумеется, этот американский изобретатель не был единственным автовладельцем, машина которого постоянно ломалась. Эвакуаторы оказались весьма востребованы и поэтому всё больше инженеров США начинали работать над такой спецтехникой, постоянно совершенствуя конструкцию.

В Советском Союзе разработка собственных эвакуаторов началась в 1970-х годах, а уже менее чем через 10 лет первые подобные машины появились на дорогах. Изначально они базировались на грузовиках КРАЗ. А в дальнейшем – и на основе ЗИЛа. Правда, автоэвакуаторы в СССР были редкостью, а вместо них вполне могла использоваться другая техника. Например, советские граждане регулярно наблюдали, как вылетевшие в кювет легковые автомобили вытаскивали сельскохозяйственные тракторы или даже военные бронетранспортёры.

Ситуация изменилась в 1990-х годах. В России появилось огромное количество иностранных автомобилей, а вытаскивать Mercedes-Benz, BMW или какой-нибудь Nissan трактором или БТР – мало того, что не солидно, так на всех и спецтехники не напасёшься. Поэтому вместе с иномарками в страну завозились и зарубежные автоэвакуаторы. В те времена они тоже были конструкционно простыми – грузовик с полозьями и лебёдкой.

Источник изображения tespa.ru

Ближе к концу 1990-х годов на рынке начали появляться более функциональные эвакуаторы. Некоторые из таких машин могли вывозить грузовики, другие оснащались кран-манипуляторной установкой, необходимой для погрузки автомобилей, не способны ездить в принципе.

Крупнейшим российским производителем автоэвакуаторов является компания «Группа ГАЗ». Спецтехника разрабатывается на основе шасси малотоннажного грузовика «ГАЗель». Кроме того, существуют эвакуаторы на основе «ГАЗ-3310 Валдай» и «ЗИЛ-5301 «Бычок»». Среди иностранных производителей лёгких эвакуаторов лидируют европейские Citroen и Mercedes (последний выпускает спецтехнику на шасси Sprinter). В среднем сегменте наиболее распространены японские Izusu, индийские Tata и корейские Hyundai.

Виды эвакуаторов и их особенности

Выделяют 5 основных видов эвакуаторов. Они различаются конструкцией, функциональностью и предназначением (а также ограничениями на использование).

Источник изображения tespa.ru

Конечно, существует больше вариантов. Но все они являются просто разновидностями 5 ключевых конфигураций:

  • С лебёдкой. Наиболее распространённая в городах разновидность. Оснащается ломаной или прямой платформой и лебёдкой, которая затягивает эвакуируемую машину на «кузов». Подходит для перевозки автомобилей, масса которых не превышает 7 тонн. У транспортируемой машины должны быть разблокированы колёса (и они должны крутиться);
  • С гидравлической кран-манипуляторной установкой. Оснащается прямой платформой. Для погрузки автомобиля на неё используется кран-манипулятор. Поэтому эвакуатор способен транспортировать автомобили, которые не способны ехать самостоятельно – после аварии, неисправные, с заблокированными колёсами и замками зажигания;
  • Со сдвижной платформой. Оснащается прямой платформой с лебёдкой, которая базируется на подвижном основании. Когда требуется погрузить автомобиль, «кузов» просто съезжает с шасси и наклоняется. Такая конструкция позволяет буксировать автомобили с высокой массой или низким клиренсом, которые не способны заехать на классическую ломаную платформу;
  • С прямой платформой и кран-манипуляторной установкой. Наиболее манёвренная разновидность, которая отличается компактными габаритами. Такая спецтехника уверенно работает в городах, на крытых парковках, узких улицах и в других сложных местах. Единственное ограничение – размеры и масса транспортируемого автомобиля. Подобные эвакуаторы перевозят машины с весом до 3,5 тонн и длиной до 5 метров;
  • С частичной погрузкой. Такие эвакуаторы используются для транспортировки крупнотоннажных автомобилей, грузовиков, автобусов, спецтехники и прицепов. Как понятно из названия, перевозимая машина не размещается на основной платформе. Она устанавливается на дополнительную. На этой малой платформе фиксируются передние колёса перевозимой техники, а задние катятся по земле. Эвакуаторы с частичной погрузкой часто оснащаются лебёдками, специальными адаптерами, захватами и гидравлическими подъёмными конструкциями.

Источник изображения tespa.ru

Также существуют двухэтажные эвакуаторы, но, как правило, это просто вариант конструкции спецтехники с ломаной платформой и лебёдкой. При работе транспортируемый автомобиль затягивается на кузов, фиксируется там, после чего первый этаж поднимается. А на платформу можно загрузить второй автомобиль.

Таким образом тип и конструкция эвакуатора определяют его сферу использования. Спецтехника с лебёдкой, гидравлической или электрической, может перевозить легковые и малогабаритные грузовые автомобили с высоким клиренсом и работающими колёсами. Если же транспортируемое средство не может двигаться самостоятельно – заблокирован замок зажигания, колёса, после значительной аварии – то в этом случае подойдут только модели с краном-манипулятором. Для перевозки спортивных, заниженных и машин с уменьшенным клиренсом подходят эвакуаторы со сдвижной платформой.