Как правильно выбрать рефрижератор

04.11.2020
04.11.2020

Рефрижераторы – это специальные грузовые автомобили с крытым кузовом, которые применяются для транспортировки товаров, требующих особых температурных условий хранения. Например, особенно часто такие машины применяют для перевозки продуктов – «молочки», колбасных и кондитерских изделий, рыбы и так далее.

В большинстве случаев рефрижератор – это фургон, грузовой отсек которого выполнен в виде холодильной установки. Стенки и дверцы кузова при этом покрываются многослойной термоизоляцией и оснащаются дополнительными уплотнительными контурами для повышения герметичности. Сама холодильная установка схожа скорее с кондиционером, нежели с бытовым холодильником, и требует свободной циркуляции воздуха по грузовому отсеку.

Важно понимать, что задача рефрижератора – поддержание низкой температуры во время перевозок, а не охлаждение товаров. Поэтому по санитарным правилам перед погрузкой продукты (или химические реагенты) должны быть уже заморожены либо охлаждены до требуемых температур.

Источник изображения azgag.ru

При выборе рефрижератора очень важно обратить внимание на температурный класс, расположение и тип холодильной установки, тоннаж.

Температурные классы рефрижераторов

Выделяют 6 температурных классов рефрижераторов. Различаются они, соответственно, по температуре в грузовом отсеке, которую способны поддерживать. А это, в свою очередь, определяет сферу применения машин:

  • Класс A – от +12 °С до 0 °С. Применяется для транспортировки цветов и охлаждённых продуктов;
  • Класс B – от +12 °С до –10 °С. Применяется для транспортировки некоторых охлаждённых и замороженных продуктов на малые расстояния (например, внутри города);
  • Класс C – от +12 °С до –20 °С. Применяется для транспортировки некоторых охлаждённых и замороженных продуктов на средние расстояния (например, между городами);
  • Класс D – не выше +2 °С. Применяется для транспортировки цветов, молочных продуктов, некоторых охлаждённых товаров и медикаментов;
  • Класс E – не выше –10 °С. Применяется для транспортировки замороженных продуктов;
  • Класс F – не выше –20 °С. Применяется для транспортировки продуктов глубокой заморозки.

Как правило, классы A-D отличаются наибольшей универсальностью – они подходят и для цветов, и для охлаждённых продуктов, и для замороженных, и даже для медикаментов. А вот E и F – напротив, узкоспециализированные.

Если планируется приобрести рефрижератор для выполнения заказных рейсов или передачи в аренду, это означает, что с машинами классов A-D проще найти работу, а вот E-F выше оплачиваются.

Источник изображения tespa.ru

Расположение холодильной установки

Расположение холодильной установки определяет некоторые эксплуатационные и технические характеристики рефрижератора.

Крышная установка отличается низкой ценой. Кроме того, она потребляет минимум энергии и может работать как от двигателя автомобиля, так и от сети. Но при этом производительность её оставляет желать лучшего. Крышные холодильные установки не размещают на кузовах автомобилей с ёмкостью грузового отсека более 3-8 кубометров.

Фронтальное размещение распространено шире. В этом случае холодильная установка располагается над кабиной водителя и обеспечивает достаточно высокую производительность. В большинстве моделей рефрижераторов «ГАЗель» используется именно фронтальное размещение.

Источник изображения tespa.ru

Впрочем, фронтальное размещение встречается и на некоторых полуприцепах. Это решение тоже позволяет обеспечить высокую производительность.

Установка под днищем встречается только у полуприцепов. Из-за того, что «холодильник» захватывает не слишком много воздуха, производительность тоже средняя. Поэтому рефрижераторы с установкой под днищем обычно относятся к температурным классам A-C. Более производительные варианты используют фронтальное размещение.

Тип привода (питания) холодильной установки

Холодильная установка на рефрижераторах работает от электричества. Именно поэтому очень важно правильно выбрать тип привода (питания), особенно на дальних маршрутах, чтобы сохранить товар в замороженном или охлаждённом виде.

Автономное подключение подразумевает оснащение холодильной установки собственным дизельным двигателем. Такое решение подходит для автомобилей, выполняющих длительные междугородные рейсы и перевозящих товар в кузовах объёмом более 30 кубометров. Автономное подключение позволяет сохранить товар в случае поломок и не требует активной работы двигателя во время стоянок.

Подключение от генератора автомобиля используется рефрижераторами с автономными компрессорами. Такой вариант питания подходит для небольших фургонов – с объёмом кузова не более 5 кубометров. Генератор выдаёт сравнительно малую мощность и поэтому не сможет обеспечивать электричеством высокопроизводительные холодильные установки.

Эвтектические системы подходят для установки на фургонах, которые занимаются развозом продуктов, цветов и медикаментов в пределах города. При такой эксплуатации требуется часто открывать дверь на короткие сроки. Эвтектические системы позволяют сохранить низкую температуру даже при регулярной разгрузке или погрузке.

Конструкция системы подразумевает оснащение кузова несколькими платами – аккумуляторами холода, заполненными соляным раствором. Через них проходит труба с хладагентом. Перед первой загрузкой аккумуляторы холода замораживаются (охлаждаются до –30 °С), после чего эффективно поддерживают холод внутри кузова. Такие автомобили подходят для транспортировки мороженого и других охлаждённых или замороженных продуктов.

Источник изображения tespa.ru

Наконец, существует (но в последнее время встречается всё реже) ещё одна конфигурация – с подключением холодильной установки от двигателя ремённой передачей. Такой вариант достаточно экономичен, но плохо подходит для транспортировки товаров на большие расстояния. Рефрижераторы с таким приводом можно использовать для перевозок внутри одного города без частых загрузок-разгрузок.

Тоннаж рефрижераторов

По тоннажу различают три основных вида рефрижераторов:

  • Малые (до 1,5 тонн, объём до 12 кубометров). Подходят для внутригородских перевозок, в том числе доставки продуктов на торговые точки;
  • Средние (до 5 тонн, объём до 20 кубометров). Подходят для перевозок между соседними населёнными пунктами;
  • Крупные (до 15 тонн, объём до 60 кубометров). Целесообразно использовать в междугородных транспортировках.

Также выделяют полуприцепы-рефрижераторы. Их грузоподъёмность – до 40 тонн, а объём кузова – до 80 кубометров. Такую спецтехнику рекомендуется использовать в дальних междугородных или даже международных перевозках.