Карьерные самосвалы «БелАЗ»: характеристики, особенности, виды

09.02.2021
09.02.2021

«БелАЗ» – один из крупнейших производителей горнодобывающей спецтехники в мире и самый большой на постсоветском пространстве. Основная линейка продукции включает карьерные самосвалы, бульдозеры, погрузчики, а также машины для проведения подземных работ.

«БелАЗ» известен именно своими карьерными самосвалами – название компании стало «нарицательным» для данного вида спецтехники. Они поставляются не только в России, но также в десятки стран Европы и Азии. Например, в конце 2020 года «БелАЗ» заключил крупный контракт на изготовление нескольких десятков карьерных самосвалов для индийской горнодобывающей компании.

Источник изображения belaz.by

История компании «БелАЗ»

«БелАЗ» (расшифровка этого названия довольно простая – «Белорусский автомобильный завод») начал свою деятельность в послевоенное время. В 1947 году неподалёку от города Жодино запустилось строительство нового завода спецтехники. Изначально планировалось, что он будет выпускать машины для коммунального хозяйства – снегоочистители, кусторезы, поливомоечные установки.

Однако уже в 1958 году специализацию завода изменили. Он начал выпускать тяжёлые самосвалы для транспортировки руды, стройматериалов и горных пород. Например, в 1960 году с производственной площадки в Жодино выходили 40-тонные трёхосные грузовики МАЗ-530.

Своё название «БелАЗ» получил в 1961 году. Тогда же завод выпустил свой первый собственный самосвал – «БелАЗ-540». В его разработке принимали участие инженеры и конструкторы из НАМИ. Машина оказалась столь коммерчески успешной, что «БелАЗ» продолжил выпускать такую спецтехнику. Тем не менее, первый полноценный карьерный самосвал – модель «БелАЗ-549» – был выпущен заводом только в 1976 году. Машина имела грузоподъёмность в 75 тонн и оснащалась уникальной для тех времён электромеханической трансмиссией.

Источник изображения belaz.by

Перестройку и распад СССР «БелАЗ» пережил с трудом. Спецтехника и запчасти реализовывались через сеть мелких филиалов по всему Союзу. Когда СССР распался, эти подразделения превратились в мелкие ТОО. А сам «БелАЗ» сохранил старую методику работы. Он требовал от дилерских центров заказывать машины и запчасти к ним на год вперёд. Мелкие ТОО не могли себе такого позволить и закрывались.

Зато распад Советского Союза открыл «БелАЗу» дверь на международные рынки. Компания начала поставлять спецтехнику за пределы СНГ. Особенно крупными карьерными самосвалами заинтересовались Китай и Индия, которые по экономическим причинам не могут себе позволить технику Caterpillar. Однако и по сей день основными покупателями «БелАЗа» являются постсоветские страны. Россия приобретает 58,4% из выпускающихся машин, страны СНГ суммарно – 27,5%.

Источник изображения belaz.by

Карьерный самосвал «БелАЗ»: характеристики и возможности

На настоящий момент «Белорусский автомобильный завод» выпускает 16 серий карьерных самосвалов. Модели «БелАЗоа» различаются характеристиками, грузоподъёмностью, типом трансмиссии и другими параметрами.

Например, грузоподъёмность «БелАЗа» серии 7540 составляет всего 30 тонн. Этот компактный карьерный самосвал подходит для эксплуатации на месторождениях, где важна оперативность при добыче полезных ископаемых. А грузоподъёмность «Белаза-75710» составляет уже 450 тонн. Этот гигант используется на больших карьерах.

Источник изображения belaz.by

Собственно, модель 75710, представленная ещё в 2013 году – это самый большой «БелАЗ» и в принципе самый большой карьерный самосвал в мире. Хотя номинальная грузоподъёмность машины составляет 450 тонн, фактически она больше. В 2014 году «БелАЗ-75710» попал в Книгу рекордов Гиннеса, прокатив по карьеру груз массой 503,5 тонны.

Самой популярной же моделью самосвалов «БелАЗ» является 75131 – согласно статистике компании за 2019 год. Только на эту машину приходится 22% от всех продаж компании. Для описания карьерных самосвалов белорусского производителя целесообразно рассмотреть её совместно с рекордсменом – 75710.

Характеристики «БелАЗ-75131»

Модель «БелАЗ-73131» представляет собой «золотую середину» между грузоподъёмностью и манёвренностью. Она способна перевозить достаточно много руды или полезных ископаемых, и при этом достаточно проворна – максимальная скорость составляет 50 км/ч, а радиус поворота равен 13 метрам.

Источник изображения belaz.by

Двигатель «БелАЗа» – дизельный, разработан компанией Cummins. Она является основным партнёром белорусского производителя в поставке силовых агрегатов. Дизельный двигатель Cummins KTA 50-C имеет мощность в 1600 лошадиных сил и позволяет 107-тонному самосвалу перевозить до 136 тонн грузов.

Характеристики «БелАЗ-75710»

В противовес предыдущей модели, «БелАЗ-75710» создан для максимальной грузоподъёмности. Во многом его появление связано с мировым экономическим кризисом 2008 году. Тогда цена на полезные ископаемые упала, горнодобывающие компании начали банкротиться, и белорусский производитель решил создать машину, которая поможет повысить рентабельность добычи руды и строительных материалов.

В итоге через несколько лет работы появился «БелАЗ-75710». Машина характеризуется простой конструкцией (например, она оснащается классическими поворотными мостами, а не более удобной шарнирно-сочленённой рамой) и изготавливается из высокопрочных материалов, в том числе сталей марки Weldox 800.

Источник изображения belaz.by

«БелАЗ-75710» – ещё и один из самых больших самосвалов в мире:

  • Высота «Белаза» – 8,26 м (4,5 средних человеческих роста);
  • Ширина – 9,75 м;
  • Длина – 20,6 м;
  • Масса – 360 тонн.

Но не только размеры «БелАЗа» способны впечатлить. Этот самосвал также оснащается двумя 2330-сильными двигателями MTU Detroit Diesel. Четыре колеса из восьми – это мотор-колёса с собственными силовыми установками на 1200 ватт каждое. И – да, они выше человеческого роста. Высота каждого колеса составляет 4 метра.

Наконец, расход топлива «БелАЗа» тоже впечатляет – 1300 литров на 100 километров. Самосвал оснащается двумя баками для горючего суммарным объёмом 5600 л. Но, как правило, в отношении «БелАЗов» очень редко применяют показатель «расход топлива на 100 км», поскольку самосвалы нужны не для езды, а для транспортировки грузов – и очень тяжёлых грузов.

Источник изображения belaz.by

Впрочем, даже фото «БелАЗов» плохо передают размеры этой машины (да и в принципе карьерных самосвалов компании). Поэтому можно отправиться в Минск, чтобы посмотреть на них самостоятельно. Благо, компания «БелАЗ» развивает промышленный туризм, и всего за 30 белорусских рублей (примерно 900 российских) проведут экскурсию по заводу и музею, а ещё за 125 белорусских рублей даже покатают на «БелАЗе».

Конкуренты «БелАЗа»

Разумеется, «БелАЗ» – не единственный производитель сверхтяжёлых самосвалов и карьерной спецтехники в мире. Его основным конкурентом является компания Caterpillar, выпускающая довольно много машин для транспортировки руды, полезных ископаемых и строительных материалов.

А в сфере «рекордов» главный конкурент – Liebherr с моделью Liebherr T282B. Этот карьерный самосвал имеет грузоподъёмность 363 тонны.