Перспективы контейнерных перевозок в России

05.07.2020
05.07.2020

Контейнерные перевозки – это один из самых экономичных видов транспортировок. Особенно если речь заходит о «мультимодальной логистике», когда один и тот же груз требуется доставлять сразу несколькими путями – морским, железнодорожным, автомобильным и так далее.

Почему контейнерные перевозки востребованы

Причина, по которой контейнерные перевозки становятся всё более востребованы, довольно проста – логистика становится максимально быстрой. А в мире, где к скорости транспортировки предъявляются особые требования (потому что никто не хочет ждать грузы по несколько недель, пока они пройдут все необходимые процедуры), это является важнейшим преимуществом.

Такое преимущество достигается за счёт сочетания сразу нескольких факторов:

  • Ускорение процедуры погрузки-разгрузки в узлах столкновения «модулей»: в портах, вокзалах, складах. Если традиционная полуручная перевозка коробок может занять несколько дней, то контейнер можно просто поднять на кране и поставить на шасси грузовика либо палубу корабля;
  • Унификация. Все контейнеры имеют одинаковые размеры, независимо от производителя. Поэтому и грузовики для них тоже универсальны. Достаточно купить один контейнеровоз – и перевозить на нём контейнеры от любых производителей. А это дополнительно экономит средства;
  • В одном контейнере можно объединить сразу несколько типов грузов – с одинаковыми условиями хранения и транспортировки, конечно же. В том числе – и от нескольких владельцев, если это не нарушает таможенное законодательство. Таким образом можно перевозить одновременно, например, бытовую технику, ткани и игрушки. А это дополнительно снижает затраты на транспортировку;
  • Низкая цена. Благодаря тому, что морские контейнеровозы ориентированы на транспортировку большого количества грузов, а место на них стоит сравнительно недорого, перевозка некоторых товаров таким образом обойдётся значительно дешевле, чем традиционная, с использованием самолётов.

Таким образом, контейнерные перевозки позволяют решить сразу большое количество проблем в транспортировке и – главное – сделать её дешевле.

Состояние рынка контейнерных перевозок

Тем не менее, по состоянию на 2020 год контейнерными перевозками занято около 4-5% всего рынка транспортировок в России. Это тоже обусловлено несколькими факторами, которые значительно сдерживают развитие:

  • Логистические проблемы. В настоящее время нет комплексного подхода, который бы помог составить единые маршруты, позволяющие организовать плавное и бесшовное взаимодействие между несколькими транспортными «линиями». Проще говоря, довольно сложно организовать даже простую контейнерную перевозку из одного региона в другой, не говоря уже о полноценной мультимодальности с дозагрузками и частичными разгрузками;
  • Отсутствие технической и документарной унификации. Таможня использует один способ контроля грузов, железная дорога – другой. Таможенникам нужен один набор документов, железной дороге – другой. Это значительно усложняет процедуру перевозок и требует подключения экспедиционных компаний;
  • Износ ресурсного фонда. По данным независимых исследований транспортно-экспедиторских компаний (например, «ЮнионФрахтСервис»), уже в 2018 году износ железнодорожного фонда превысил 55%. Это приводит к тому, что использовать современные методы перевозок на российских магистралях не представляется возможным. Речь идёт, например, о терминалах, в которых должна проходить загрузка и разгрузка контейнеров;
  • Значительная часть перевозимых по России грузов не подразумевает возможности упаковки в контейнеры. Так, 58% перевезённых в 2018 году по железной дороге грузов – это уголь, нефть и нефтепродукты, строительные материалы. В «топ-10 самых популярных категорий» также входят железная руда, чёрные металлы, зерно и лес. Всё это упаковать в контейнеры невозможно.

Всё это приводит к тому, что развитие и распространение контейнерных перевозок замедляется. Хотя все участники рынка признают, что этот тип транспортировок является приоритетным.

Что нужно сделать для популяризации контейнерных перевозок

Для того, чтобы контейнерные перевозки стали более популярными (и, как следствие, дешёвыми), потребуется провести комплексные процедуры унификации транспортировки и переоборудования логистических узлов. И первые шаги на этом пути уже сделаны.

Так, 12 июля 2017 года Правительство России выпустило распоряжение № 1473-р. Оно расширило список грузов, допустимых к контейнерным перевозкам. В него вошла продукция гражданского машиностроения, нескольких видов промышленности, включая фармацевтическую и агропромышленную, а главное – продукция с/х и лесопромышленного машиностроения. А в августе 2017 года сразу несколько ведомств составили единую стратегию экспорта товаров, которая также включает описание процедур контейнерных перевозок.

Но на этом развитие не ограничивается. Требуется провести ещё большое количество процедур, которые позволят популяризировать контейнерные перевозки:

  • Реорганизовать терминалы, оснастив их необходимым складским, погрузочно-разгрузочным и логистическим оборудованием. Особенно в регионах;
  • Реорганизовать документооборот, снизив количество ненужных бюрократических процессов и обеспечив нормальный обмен данными между различными ведомствами, включая таможенные;
  • Провести автоматизацию процессов, избавившись от медленного человеческого труда, в том числе при погрузке, разгрузке и прохождении таможенного контроля;
  • Скоординировать действия перевозчиков и партнёров транспортного обслуживания для создания потоковых обработок на протяжении всего пути груза.

Всё это поможет ускорить контейнерные перевозки, сделать их дешевле и практичнее.

Перспектива контейнерных перевозок

И всё же, несмотря даже на довольно медленное развитие рынка, эксперты прогнозируют рост объёмов контейнерных грузоперевозок. По мнению многих компаний, уже к концу 2020-х годов около 6-8% от всех транспортировок по стране будут относиться именно к этому типу.

Даже РЖД планирует расширить инфраструктуру контейнерных грузоперевозок. Компания собирается приобрести новую технику, построить склады и грузовые дворы для того, чтобы обеспечить более быстрые погрузочно-разгрузочные работы.  А со стороны правительства принимаются меры для создания международных грузовых коридоров. И всё это, конечно же, поможет сделать контейнерные перевозки более популярными.