Прицепной скрепер: особенности, сферы применения

18.11.2020
18.11.2020

Скрепер – землеройная спецтехника, которая используется для послойного срезания грунта и последующей его транспортировки к месту хранения. Одновременно с этим машина уплотняет нижний слой почвы. Скреперы используются в строительстве дорог, зданий, сооружений, гидротехнических конструкций и иных сферах.

Принципиальное отличие скрепера от бульдозера – другой техники для послойного срезания грунта – заключается в том, что скрепер оснащается бункером для хранения собранного материала. Кроме того, он уплотняет нижние слои почвы при движении.

Существует два типа скреперов – самоходные и прицепные. Первые базируются на специальных шасси. Прицепные скреперы нуждаются в движущем элементе – чаще всего в качестве него используются различные тракторы.

Принцип работы прицепного скрепера

Как правило, прицепные скреперы используются для послойного срезания грунта на небольших участках. Обычно длина пути, который может пройти такая машина до полного заполнения бункера, составляет от нескольких метров до 1 км. Понятно, что расстояние зависит от ёмкости «кузова». Однако с ростом объёма бункера увеличивается и масса, поэтому крупные прицепные скреперы можно использовать только с мощными тракторами.

Источник изображения tespa.ru

Скрепер-прицеп имеет довольно простую конструкцию и принцип работы. Для срезания грунта используется специальный ковш. Перед началом эксплуатации он приводится в рабочее положение – нижняя режущая кромка углубляется в почву на требуемое расстояние. Затем скрепер начинает движение. Заглублённая нижняя кромка срезает верхний слой грунта. Материал загружается в бункер.

Как только бункер заполняется, заглушки ковша закрываются, а нижняя режущая кромка поднимается. Скрепер превращается в обычный прицеп. Теперь он используется для транспортировки срезанного грунта к месту хранения.

Скрепер также может использоваться для высыпания собранного грунта тонким слоем. Для этого бункер оснащается жёсткой задней стенкой-толкателем. В режиме разгрузки заслонка открывается, однако ножи ковша не заглубляются. Задняя стенка бункера приводится в движение. Через щель ковша собранный грунт тонким слоем высыпается по пути движения скрепера.

Особенности современных прицепных скреперов

Современные модели прицепных скреперов отличаются высокой производительностью, благодаря чему могут использоваться не только в строительстве различных сооружений и конструкций, но также в рытье каналов и траншей.

Современные модели прицепных скреперов используют гидравлическое управление рабочими органами. Однако в старой спецтехнике также могли применять механический способ.

Источник изображения tespa.ru

Ключевыми особенностями современных моделей прицепных скреперов являются:

  • Толщина срезаемого слоя грунта – до 70 сантиметров. Конечно, конкретное значение этого параметра зависит от типа почвы и уровня влажности материала. Так, если грунт слишком сухой, то перед срезанием его целесообразно обработать поливальными машинами;
  • Скреперы могут использоваться на грунтах с малой связностью – таких как песчаники, супесчаники, лёсс и так далее. Однако при разработке таких почв целесообразно использовать траншейный способ. Прицепные скреперы 2 или более раз проходят по одной и той же траектории, срезая за раз до 50 сантиметров грунта;
  • Скреперы могут использоваться на грунтах с высокой плотностью – глине, суглинках и так далее. Однако при разработке таких почв целесообразно значительно уменьшить толщину срезаемого слоя. Как правило, ножи заглубляются на 6-8 сантиметров. Если почва чрезмерно тяжёлая, то её предварительно разрыхляют бульдозерами. Оптимальный размер комьев – около 10-15 см;
  • Для оптимального заполнения бункера целесообразно проводить обработку грунтов с влажностью около 25%. Если почва очень сухая, то перед срезанием её смачивают с использованием поливальных машин;
  • Прицепные скреперы можно использовать в составе механизированных колонн. Часто их применяют одновременно с машинами, которые выполняют подобные землеройно-строительные работы. Например, при возведении дорог скреперы используются совместно с катками или автогрейдерами, а при расчистке территории – с бульдозерами.

Впрочем, у прицепных скреперов есть и некоторые недостатки. Например, такие машины не могут использоваться на замёрзших грунтах и в условиях вечной мерзлоты. При создании насыпей в зимнее время допускается загружать скрепер только несвязными грунтами или стройматериалами.

При транспортировке скрепера с полным бункером перевозить эту машину можно по предварительно подготовленным проездам. На них не должно быть резких поворотов или возвышений, которые могут нарушить стабильность прицепа.

Источник изображения tespa.ru

Где применяются прицепные скреперы

Прицепные скреперы имеют широкую сферу эксплуатации. Конечно, в большинстве случаев они применяются в строительстве. Среди возможных сценариев использования прицепных скреперов можно выделить:

  • Выравнивание участков, на которых будут возводиться капитальные объекты (от отдельных зданий и сооружений до полноценных кварталов);
  • Подготовка территорий под строительство зданий жилого и производственного назначения;
  • Возведение земляных насыпей – от внутриобъектных дорог до гидротехнических сооружений;
  • Рытьё широких траншей для прокладывания трубопроводов различного назначения;
  • Обустройство искусственных водоёмов (выемка грунта, создание гидротехнических сооружений);
  • Удаление снежно-грунтовых масс с просёлочных дорог и подобных конструкций;
  • Удаление снежных завалов и льда с различных площадей.

Прицепные скреперы также зарекомендовали себя в сельском хозяйстве. Они используются при сборе урожая, обработке полей и подготовке территорий.

Во многих случаях сфера возможного использования скрепера определяется конструкцией и функциональностью машины. Так, например, спецтехника с телескопическим ковшом может заглубляться на значительное расстояние, но при этом редко используется для работы на участках с плотными и тяжёлыми грунтами.