Разновидности автовышек: особенности, применение, характеристики, модели

19.10.2020
19.10.2020

Автовышки, также называемые автогидроподъёмниками или самоходными площадками обслуживания, применяются для проведения различных высотных работ. Наибольшее распространение они получили в коммунальном и рекламном хозяйствах – с помощью такой спецтехники осуществляется монтаж промо-конструкций, обрезка крон деревьев, ремонтные работы, прокладывание воздушных трасс бытовых линий электропередачи и так далее.

Кроме того, автовышки используются и в строительстве жилых и промышленных помещений, а также ремонтной сфере, городском благоустройстве и других областях.

Источник изображения tespa.ru

Особенности и характеристики автовышек

Конструкционно автовышка состоит из четырёх основных функциональных блоков:

  • Самоходное шасси. Поскольку высокая грузоподъёмность автовышкам не требуется, как правило, оно базируется на таковом от лёгких грузовиков. Впрочем, некоторые модели могут строиться на «тяжёлом» шасси – например, КРАЗ выпускает технику с основой от большегрузов и колёсной формулой 6×4;
  • Гидравлический подъёмник, оснащающийся поворотной стрелой. Её высота может составлять до 55-60 метров. Сам подъёмник имеет телескопическую, коленчатую или комбинированную конфигурацию;
  • Аутригеры. Это – опорные конструкции, как правило, раскладного типа, которые увеличивают устойчивость автовышки и предотвращают сваливание при раскачивании поднятой стрелы;
  • Рабочая площадка (также называемая «люлькой»). Расположена на конце стрелы. В ней размещаются рабочие и оборудование, после чего конструкция поднимается на необходимую высоту. Грузоподъёмность такой площадки, как правило, невелика – до 200-300 килограммов.

Источник изображения tespa.ru

С точки зрения максимальной высоты подъёма автовышки подразделяются на три типа:

  • Небольшие – 12-18 м;
  • Средние – 18-30 м;
  • Высотные – 30-55 м.

Однако в последние годы данная классификация стремительно устаревает с появлением автогидроподъёмников, которые имеют большую высоту подъёма. Например, модель Horyong E-Sky 670KR имеет высоту подъёма 67 метров, а JINWOO750N – 75 метров. В целом, именно азиатские производители – лидеры по разработке сверхвысотных автовышек.

Сверхвысотные автогидроподъёмники имеют очень узкую сферу использования. Они предназначены для проведения обслуживания небоскрёбов и спасательных работ.

При выборе автовышки требуется обратить внимание также на такую характеристику, как максимальный боковой вылет стрелы. У большинства моделей значение этого параметра находится в диапазоне от 8 до 20 метров. Автовышки с большим боковым вылетом стрелы предназначены для проведения различных работ вблизи зданий – при этом само шасси может быть припарковано в некотором отдалении.

Разновидности автовышек

Обычно автовышки классифицируются по типу стрелы. Существует три основных разновидности – телескопическая, коленчатая и комбинированная. Все они оснащаются гидравлическим приводом, который и приводит конструкцию в движение.

Также существуют вертикальные подъёмники и подъёмники-«ножницы». Но из-за того, что они способны работать только в одной плоскости (исключительно поднимать и опускать грузы), они используются нечасто. Их сфера применения – промышленность, складирование и хранение товаров, ремонтные работы.

Телескопическая автовышка

Телескопические автовышки оснащаются стрелой, которая состоит из нескольких секций. В сложенном состоянии они вложены друг в друга. Когда требуется поднять вышку, секции начинают продольное движение друг относительно друга (подобно антенне).

Источник изображения tespa.ru

Автовышки с телескопической стрелой характеризуются значительной высотой подъёма, плавностью хода и компактностью. В сложенном состоянии они могут передвигаться по дорогам общего пользования, не создавая никаких затруднений даже при насыщенном трафике. Благодаря этому они получили максимальное распространение в коммунальном хозяйстве и рекламных компаниях.

В современных моделях телескопических автовышек используется компьютерная система управления подъёмом. Это обеспечивает точное позиционирование «люльки», максимально плавное движение и возможность дистанционного контроля. Например, подъём могут осуществлять операторы, находящиеся на рабочей площадке.

В числе недостатков такого механизма – малый боковой вылет стрелы и низкая грузоподъёмность.

Коленчатая автовышка

Коленчатые автовышки имеют стрелу, которая состоит из нескольких жёстких пролётов, соединённых, как понятно из названия, «коленями». Складывается и раскладывается она подобно гармошке.

Такие автовышки характеризуются значительной грузоподъёмностью и возможностью бокового вылета стрелы, что определяет их сферу применения – строительство, высотные ремонтные работы, прокладка ЛЭП. Но при этом они менее практичны, чем телескопические. Как правило, большинство таких машин имеет малую высоту подъёма (не более 32 метров), а из-за значительных габаритов движение подобной спецтехники по дорогам общего пользования может быть затруднено.

Источник изображения wikipedia.org

Сегодня коленчатые автовышки выпускаются значительно реже, чем телескопические. Однако у таких компаний, как «Пинский завод средств малой механизации», «Витебские подъёмники» и некоторых других производителей они всё ещё остались в ассортименте.

Комбинированная автовышка

Комбинированные автовышки имеют сложную конструкцию стрелы, которая объединяет коленчатые и телескопические элементы. Однако благодаря этому она сохраняет достоинства обоих типов и лишена их недостатков.

Источник изображения tespa.ru

Так, комбинированные автовышки характеризуются высокой грузоподъёмностью и возможностью бокового вылета стрелы на значительную длину, возможностью проворачивать стрелу на 360 градусов вокруг своей вертикальной оси, большой высотой подъёма. Такая спецтехника нашла применение в энергетической сфере (прокладка ЛЭП), обслуживании лесопарковых зон, коммунальном хозяйстве, строительстве и других областях. Например, с помощью неё исправляют последствия пожаров и различных аварий.

Наиболее интересные модели автовышек

Производством автовышек занимаются и российские компании, и заводы ближайшего зарубежья, и европейские, и азиатские фирмы. На отечественном рынке наиболее распространены бренды «КамАЗ», «МАЗ», «ГАЗ», XCMG.

Рассмотрим некоторые модели.

«КамАЗ АГП-22Т»

Телескопический подъёмник. Трёхсекционная стрела способна подниматься на высоту до 22 метров. Оснащается электроизолированной люлькой (допускается работа на линиях с напряжением до 1000 В).

Максимальная грузоподъёмность люльки – 250 кг. Шасси оснащается четырьмя стабилизирующими опорами с датчиками положения. Колонна может поворачиваться на 360 градусов.

«МАЗ АГП-20-5»

Коленчатый подъёмник. Двухсекционная стрела способна подниматься на высоту до 20 метров. Машина предназначена для проведения ремонтных и строительных работ, а также обслуживания электрических установок.

Источник изображения tespa.ru

Максимальная грузоподъёмность – 250 кг. Стрела может вылетать вбок на расстояние до 7,5 метров.