Шарнирно-сочленённые самосвалы: виды, характеристики, применение

29.12.2020
29.12.2020

Шарнирно-сочленённые самосвалы применяются в горнодобывающей промышленности и строительстве – то есть их сфера использования такая же, как у обычных рамных. Однако такие машины благодаря специальной конструкции обеспечивают большую манёвренность, нежели классическая спецтехника. Передние и задние мосты таких шарнирно-сочленённых самосвалов находятся на отдельных элементах рамы и соединены шарнирным соединением. Благодаря этому угол поворота машины значительно меньше, чем у традиционной спецтехники.

Шарнирно-сочленённые самосвалы выпускаются множеством компаний по всему миру. Но наиболее крупными производителями такой спецтехники является африканская Bell Equipment, европейская Volvo, американские John Deere и Caterpillar, белорусская «МоАЗ», а также российское подразделение азиатской Hitachi, называющееся «Хит Машинери».

Источник изображения volvoce.com

Виды шарнирно-сочленённых самосвалов

По конструкции (а точнее, способу агрегатирования) шарнирно-сочленённые самосвалы подразделяются на два типа – землевозные тележки и автоземлевозы.

Землевозная тележка принципиально представляет собой прицеп с установленной самосвальной платформой и прицепным механизмом шарнирно-сочленённого типа. Не является самоходной. В качестве тягового механизма могут использоваться тракторы промышленного типа либо же многоосные тягачи. Такой тип спецтехники характеризуется сравнительно низкой ценой и поэтому наиболее широко используется небольшими строительными компаниями, которые не могут себе позволить иметь широкий автопарк.

Автоземлевозы (собственно шарнирно-сочленённые самосвалы) являют собой самосвал сложной конструкции. В качестве тяговой установки используется одноосный тягач. Присоединённая к нему шарнирно-сочленённым механизмом землевозная тележка может иметь две и более осей, оснащается самосвальной платформой различных типов конструкции и гидравлическим подъёмником для разгрузки машины.

Источник изображения volvoce.com

Характеристики шарнирно-сочленённых самосвалов

Шарнирно-сочленённые самосвалы, в отличие от классических рамных автомобилей, в абсолютном большинстве случаев могут иметь только одно направление разгрузки – назад. Это объясняется тем, что подвижный прицепной механизм не обеспечивает достаточной устойчивости для высыпания груза в левую или правую сторону.

Будучи ориентированными на использование в строительстве и горнодобывающих работах, шарнирно-сочленённые самосвалы характеризуются высокой грузоподъёмностью. Даже самые компактные модели способны возить 10 тонн земли, руды, полезных ископаемых или других сыпучих материалов. Для примера можно привести несколько представленных на российском рынке шарнирно-сочленённых самосвалов:

  • Hydrema 912C – 10 тонн;
  • Bell B18D – 18 тонн;
  • Bell B30D – 24 тонны;
  • Volvo A25C – 24 тонны;
  • Volvo A40F – 37 тонн;
  • «МоАЗ-75041» – 27 тонн;
  • «МоАЗ-75035» – 50 тонн.

Большинство из существующих шарнирно-сочленённых самосвалов имеют трёхосевую конфигурацию. Только некоторые сверхкомпактные модели, вроде Caterpillar 725, «обходятся» двумя осями. Для повышения проходимости, устойчивости и производительности используются колёсные формулы 4×4, 6×4 или 6×6. Самосвалы с одной ведущей осью на современном рынке практически не используются.

Источник изображения bellequipment.com

«Сердцем» самосвалов, как правило, являются дизельные двигатели с различной мощностью. Обычно производители используют силовые агрегаты собственной конструкции – например, модели Case оснащаются двигателем Case, Volvo – Volvo, Komatsu – Komatsu, и так далее. Однако компания Bell Equipment использует решения Mercedes-Benz, а «МоАЗ» – Cummins.

При выборе шарнирно-сочленённого самосвала для покупки в автопарк своей компании требуется обратить внимание на следующие характеристики:

  • Количество осей и колёсная формула;
  • Модель и мощность двигателя. Чем больше «лошадок» – тем выше производительность. А от модели двигателя зависит межсервисный интервал и наличие запчастей у продавцов поблизости;
  • Полезная нагрузка. Здесь всё просто – чем больше груза самосвал может перевозить одновременно, тем ниже стоимость эксплуатации. Однако модели с очень высокой полезной нагрузкой могут оказаться неоправданно дорогими;
  • Диаметр разворота. Шарнирно-сочленённые самосвалы приобретают для эксплуатации в условиях с узкими дорогами, отсутствием нормального покрытия и прочей «пересечённой местности». Поэтому чем меньше диаметр разворота – тем выше проходимость. Однако самосвалы с высокой грузоподъёмностью просто не могут иметь малый радиус поворота;
  • Способ выгрузки. Абсолютное большинство сочленённых самосвалов опрокидывают кузов только в одном направлении – назад. Однако некоторые модели – как правило, с малой грузоподъёмностью – способны разгружаться и в сторону. Боковое опрокидывание платформы повышает практичность. Также некоторые модели поддерживают донную разгрузку;
  • Объём кузова. Такие грузы, как известняк, при сравнительно большом объёме имеют малую массу. И если планируется разрабатывать карьер с подобными породами, следует выбрать самосвал с большим кузовом независимо от грузоподъёмности.

Также целесообразно обратить внимание на общую массу и максимальную скорость машины. Это определяет возможность эксплуатации шарнирно-сочленённого самосвала на дорогах общего пользования и общую производительность спецтехники.

Источник изображения bellequipment.com

Сфера применения шарнирно-сочленённых самосвалов

Одно из названий шарнирно-сочленённых самосвалов – землевозы. Это также вполне описывает их сферу использования. Как правило, шарнирно-сочленённые самосвалы используются в строительстве, в том числе при расчистке территории для подготовки к возведению здания, дорожных работах, а также разработке месторождений полезных ископаемых открытым карьерным способом.

Источник изображения bellequipment.com

Наиболее широко шарнирно-сочленённые самосвалы применяются в добыче руды и угля. Разработка таких месторождений подразумевает манипуляцию большим количеством грунта, почвы и сыпучих материалов. И шарнирно-сочленённые самосвалы подходят для выполнения подобных действий, повышая производительность благодаря проходимости и манёвренности.