Стрелы автокрана и их особенности

21.09.2020
21.09.2020

Стрела автокрана – это основной рабочий элемент данного вида спецтехники. Она используется для манипуляции грузами и их перемещения в пространстве по вертикали и горизонтали (подъёма, опускания, переноса). При этом конкретная сфера применения определяется конструкцией стрелы, а также некоторыми другими особенностями.

По конструкции стрелы автокрана подразделяются на следующие виды:

  • Телескопические (гидравлический цилиндр, жёсткая подвеска);
  • Решётчатые (канаты, мягкая подвеска);
  • Башенно-стреловые.

Рассмотрим эти разновидности подробнее.

 Источник изображения tespa.ru

Телескопические стрелы автокрана

Телескопическая стрела автокрана – наиболее распространённая разновидность этого манипулятора на современной технике. Конструкционно он являет собой несколько вложенных друг в друга цилиндров, внутри которых находится гидравлический механизм.

Такая конструкция отличается компактностью при перевозке – цилиндры вставляются друг в друга, подобном звеньям удочки или частям матрёшки. А при эксплуатации – выдвигаются, увеличивая длину стрелы в 2-5 раз (в зависимости от модели автокрана).

На конце такой стрелы находится подъёмный механизм – лебёдка с тросами и крюком. Она может быть как механически соединена с телескопической штангой, так и функционировать обособленно. Конкретная конструкция зависит от модели автокрана.

 Источник изображения tespa.ru

В последние годы автокраны оснащаются телескопической стрелой с сечением «овоид». Такая геометрическая конструкция позволяет увеличить грузоподъёмность модели, сохранив сравнительно компактные размеры. Стрелу-«овоид» можно увидеть, например, на 25-тонном автокране «Клинцы КС-55713-1К-4».

Решётчатые стрелы автокрана

Сразу стоит отметить, что автокраны с решётчатыми стрелами в настоящее время практически не выпускаются. Телескопическая гидравлическая конструкция показала большую практичность и лучшие эксплуатационные качества. Несмотря на то, что решётчатая стрела имеет увеличенную по сравнению с аналогами грузоподъёмность, она сложнее в монтаже и не может изменять свою длину.

Стрела имеет «скелетную» решётчатую конструкцию и состоит из стальных прутьев, труб или брусков, сваренных между собой. Таким образом достигается высокая механическая прочность при сохранении малой массы изделия. Каждый из прутьев – своеобразное «ребро жёсткости». Благодаря малой массе и высокой механической устойчивости стрелы автокран имеет высокую грузоподъёмность.

 Источник изображения wikipedia.org

Для манипуляции грузами используется лебёдка, установленная у основания стрелы. С крюком для захвата грузов она соединяется посредством блочного подъёмного механизма. В некоторых моделях автокранов используется специальная блочная конструкция, при которой трос образует словно бы две или больше петель – таким образом обеспечивается лучшая передача механического момента и повышается надёжность при манипуляции грузами.

Автокраны с решётчатыми стрелами выпускаются такими компаниями, как Liebherr, Kobelco, Demag, «КРАЯН» и другими. Многие производители уже смогли создать конструкцию «скелетно-телескопического» типа с применением складывающихся пролётов. Примером такого решения является автокран «КРАЯН КС-5363».

Башенно-стреловые автокраны

Башенно-стреловые автокраны, также (по классификации Liebherr) называющиеся самоходными строительными кранами, используются при возведении многоэтажных зданий для манипуляции различными грузами. Например, для доставки материалов и блоков с места их выгрузки до участка их монтажа.

Башенно-стреловые автокраны оснащаются решётчатой телескопической стрелой, состоящей из нескольких модулей. При разворачивании она принимает Г-образную форму. Часть стрелы – «башня» – поднимается вверх либо строго вертикально, либо под небольшим углом. Вторая часть располагается в горизонтальной плоскости.

 Источник изображения liebherr.com

Грузоподъёмный механизм в таких кранах может быть реализован двумя способами. Первый подразумевает фиксацию лебёдки у основания башни и передачу движения блочно-тросовым механизмом. Такой вариант увеличивает надёжность конструкции. Впрочем, он не слишком практичен. Второй вариант подразумевает крепление лебёдки на стреле. Грузоподъёмность и надёжность конструкции в этом случае уменьшается, зато практичность – увеличивается.

 Источник изображения liebherr.com

Примером такого решения является мобильный строительный кран Liebherr MK 140. Он же демонстрирует ограничения конструкции. Несмотря на то, что это – флагманская модель, грузоподъёмность крана при максимальном вылете стрелы составляет всего 1,9 тонны. Но зато поднять такой груз можно на высоту до 40 метров.

Стреловые удлинители и гуськи

Стрела автокрана может оснащаться дополнительным оборудованием. Наиболее широко применяются удлинители и гуськи.

Стреловые удлинители конструктивно и визуально похожи на просто дополнительный пролёт. Они необходимы для того, чтобы улучшить грузовысотные характеристики. То есть оснащённый удлинителем стрелы кран может поднимать больше грузов на большую высоту.

Единственный недостаток конструкции заключается в том, что в большинстве случаев такие удлинители неуправляемые. Да и их прочность значительно ниже, чем у основной стрелы крана. Грузоподъёмность удлинителя в среднем приблизительно в 5-10 раз меньше.

Гусёк, в свою очередь, это дополнительный крюк, расположенный на конце стрелы или стрелового удлинителя. Его единственная задача – увеличение грузоподъёмности крана за счёт перераспределения нагрузки и веса. Как правило, он способен повысить этот параметр на 10-20%. Гусёк может устанавливаться как непосредственно на заводе (некоторые китайские производители так делают), так и отдельно, в виде съёмного навесного оборудования.

 Источник изображения tespa.ru

Поскольку в абсолютном большинстве случаев стреловые удлинители оснащаются дополнительным крюком, их также могут называть просто «гуськами». Примеры:

  • XCMG QY25K – китайский автокран со вспомогательным крюком («гуськом» без возможности удлинения);
  • Кран «KC-55713-5В-1 «Галичанин»» может комплектоваться удлинителем овоидной стрелы без крюка (просто дополнительной секцией);
  • «КС-55713-1В.62.400» – дополнительная секция для решётчатой стрелы с блоком, но без крюка, для автокранов «Ивановец»;
  • «КС-45717.61.350 (20А)» – грузовой удлинитель-гусёк с крюком для автокранов «Ивановец».

Таким образом, ассортимент дополнительного оборудования позволяет модифицировать кран как угодно.