Топливозаправщик: виды, применение

12.01.2021
12.01.2021

Топливозаправщики (АТЗ) – специализированные грузовые автомобили, которые используются для транспортировки бензина, керосина, дизельного топлива и другого жидкого горючего, а также сырья и компонентов для его производства. Применяются такие машины при обслуживании АЗС, нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов, а также для доставки топлива к более крупногабаритной спецтехнике при её эксплуатации в отдалённых районах.

Конструкционно топливозаправщик состоит из трёх основных элементов:

  • Шасси. Обычно используются стандартные седельные тягачи различной грузоподъёмности – от «ГАЗелей» до «КамАЗов» или машин иностранного производства;
  • Цистерна. Она устанавливается вместо кузова. В цистерне хранится топливо в жидком виде. Изготавливается этот элемент из высокопрочных материалов и имеет сложную конструкцию, которая защищает горючее от термических и механических воздействий, тем самым предотвращая самовозгорание;
  • Узел выдачи топлива. Насосное оборудование, подключённое к цистерне. Через него транспортируемое горючее выдаётся конечным потребителям или переливается в бункер АЗС.

Тем не менее, точная конструкция топливозаправщика зависит от вида, характеристик и сферы использования данной спецтехники.

Источник изображения tespa.ru

Какие бывают топливозаправщики

Поскольку топливозаправщик – весьма специализированная техника с очень узкой сферой применения, нельзя выделить хотя бы несколько кардинально отличающихся друг от друга видов таких машин. В принципе, разница между моделями ограничивается типом шасси, вместительностью цистерны, количеством отсеков и некоторыми другими техническими особенностями.

Тем не менее, можно выделить несколько отдельных видов по предназначению:

  • Компактные топливозаправщики. Такие машины используются для транспортировки жидкого горючего к АЗС. Также они нашли применение в горнодобывающей среде – на компактных топливозаправщиках подвозят дизель к карьерным самосвалам и экскаваторам;
  • Армейские (оборонные) топливозаправщики. Используются для транспортировки жидкого горючего к другой военной технике, в том числе – в условиях ведения боя. Отличаются повышенной проходимостью за счёт применения специально оптимизированного шасси, а цистерна дополнительно бронируется для защиты от воспламенения и взрыва топлива;
  • Аэродромные топливозаправщики. Как понятно из названия, применяются в обслуживании самолётов на аэропортах. Оснащаются специально оптимизированным топливным насосом, который может поднимать горючее на значительную высоту. Например, советский ТЗА-7,5-500А на шасси МАЗ-500 комплектовался топливным насосом, работающим через подключение к валу отбора мощности.

Источник изображения tespa.ru

По форме сечения цистерны выделяют следующие виды топливозаправщиков:

  • Овал. Наиболее распространённый вид цистерн. Овал обеспечивает повышенную устойчивость, надёжность и практичность. Он более безопасен, чем круг или «чемодан», и предлагает оптимальную вместительность;
  • Круг. Классический вариант, использовавшийся в первую очередь на топливозаправщиках советского производства. Сегодня практически не применяется, поскольку характеризуется меньшей вместительностью и устойчивостью, нежели аналоги. Зато проще в производстве, поэтому топливозаправщики с такой цистерной стоят дешевле конкурентов;
  • «Чемодан». Наиболее вместительная, но при этом наименее устойчивая конфигурация. Поэтому такие топливозаправщики редко применяются для транспортировки горючего на большие расстояния или по дорогам общего пользования. Машины с цистерной-«чемоданом» нашли своё применение в обслуживании аэропортов – где не требуется развивать высокую скорость или ездить на большое расстояние, однако скорость дозаправки самолёта имеет первостепенное значение.

Источник изображения tespa.ru

Чтобы обеспечить безопасность при транспортировке, цистерны оснащаются внутренними рёбрами жёсткости (так называемыми «волнорезами»). Они предотвращают образование мощного потока жидкого топлива при торможении или увеличении скорости движения автомобиля. Также эти волнорезы предотвращают появление гидроударов, вызванных инерцией.

Сами цистерны всегда выполняются из специальных марок алюминия либо стали. Эти материалы характеризуются неспособностью к накоплению статического заряда. Это также повышает безопасность транспортировки и хранения топлива. Для дополнительной защиты машины оснащаются специально модифицированным глушителем и искрогасителем.

Источник изображения tespa.ru

Как используются топливозаправщики

Задача топливозаправщиков – транспортировка и распределение жидкого горючего, его сырья и компонентов. Они применяются:

  • Для доставки бензина и дизельного топлива на автозаправочные станции по дорогам общего пользования;
  • Для доставки бензина, керосина и дизельного топлива к удалённо работающей спецтехнике – например, на горнодобывающих карьерах и открыто разрабатывающихся месторождениях – с последующей заправкой оной;
  • Для доставки керосина и другого топлива к самолётам в аэропортах с последующей заправкой оных;
  • Для перевозки нефти, нефтепродуктов, горючих жидких материалов и реагентов между нефтеперерабатывающими предприятиями, нефтехранилищами, подобными производственными центрами.

Источник изображения tespa.ru

Сфера применения определяется конструкцией автотопливозаправщика, количеством отсеков в цистерне, разновидностью (цельный или прицепной бензовоз) и так далее. Однако все виды этой спецтехники могут эксплуатироваться на аэродромах для заправки самолётов, что отдельно оговорено в нормативной документации.

Так, например, топливозаправщики с разделённой на 3-4 отсека цистерной – хорошее решение для транспортировки и распределения бензина по АЗС внутри города. Конструкция обеспечивает повышенную безопасность при перевозке топлива, а также упрощение процесса распределения. А модели с цистерной на 1 отсек лучше подходят для эксплуатации в аэропортах, поскольку в них пространство расходуется максимально эффективно.