Виды дорожных катков и их применение

11.11.2020
11.11.2020

Дорожные (строительные) катки – спецтехника, использующаяся в дорожном строительстве для трамбования покрытия: асфальта и бетона. Для этого они оснащаются барабанами, заменяющими колёса. При движении каток за счёт своей огромной массы утрамбовывает слой насыпанных строительных материалов, увеличивая связность между отдельными частями и выталкивая воздух из структуры.

Сфера применения катков не ограничивается дорожным строительством. Они также применяются при возведении гидротехнических сооружений (дамб, насыпей), прокладывании аэродромов в остальных сферах, где требуется уплотнение несвязных либо малосвязных грунтов или материалов.

Источник изображения tespa.ru

Виды дорожных катков

Существует несколько способов классификации дорожных катков. Целесообразно рассмотреть два типа – по виду воздействия и по виду цилиндра (вальца). Первый способ подразумевает разделение катков на статические и вибрационные, второй – на гладкие, кулачковые, решётчатые, пневмоколесные и комбинированные.

Классификация дорожных катков по виду воздействия

Статические катки

Статические дорожные катки – одна из наиболее конструкционно простых разновидностей данной спецтехники. Благодаря этому они и получили своё распространение. Принцип работы статического катка прост – он имеет огромную массу, за счёт чего и происходит уплотнение грунта или стройматериала.

Источник изображения tespa.ru

Основная часть массы статического катка приходится на передний валец. При движении он трамбует насыпанные материалы. Чтобы трамбуемая поверхность оставалась ровной и не имела уклона, скорость катка обычно ограничивается 5-7 км/ч.

В настоящее время статические дорожные катки используются в основном в особых случаях – когда требуется обеспечить ровную и прямую поверхность, когда строительство производится на опорах (эстакадах и мостах), когда к качеству покрытия предъявляются особые требования (на взлётно-посадочных полосах аэропортов). В остальных сферах они были вытеснены вибрационными.

Вибрационные катки

Вибрационный каток отличается от статического конструкцией переднего или обоих вальцов. Внутри барабана размещается специальный груз со смещённым центром тяжести. Именно поэтому при движении машина словно бы «подпрыгивает», обеспечивая более интенсивное и заметное уплотняющее действие.

Использование вибрационного механизма позволило значительно уменьшить габариты катков и увеличить их манёвренность. Именно поэтому такие механизмы часто используются в дорожном строительстве внутри городов, где обычной статической машине просто «негде развернуться».

Источник изображения tespa.ru

Тем не менее, вибрационные катки не лишены и недостатков. Среди них – невозможность использования на мостах и эстакадах. Постоянные «прыжки» многотонной машины вполне способны повредить опоры. Также из-за вибрационного действия на уплотняемой поверхности остаются волнообразные неровности. На объектах, где требуется добиться абсолютной гладкости покрытия, применение катков такого типа недопустимо.

Классификация дорожных катков по виду вальцов

Катки с гладкими вальцами

Наиболее традиционный и распространённый вариант, использующийся в дорожном строительстве и смежных сферах. Валец такого катка представляет собой гладкий металлический цилиндр. Это позволяет ему равномерно уплотнять грунт или стройматериал.

Источник изображения tespa.ru

Катки с гладкими вальцами могут быть как статическими, так и вибрационными. Могут использоваться на несвязных, малосвязных и связных грунтах.

Катки с кулачковыми вальцами

Общая конструкция кулачкового вальца схожа с таковой у гладкого, однако поверхность металлического цилиндра покрывается выступами. Они называются «кулачками» или «шипами». Задача такого катка – дробление крупнофракционного грунта.

Источник изображения tespa.ru

Как правило, такие катки используются при строительстве гидротехнических сооружений, в том числе насыпей из прибрежного грунта. При движении выступы вальца разрушают комья и крупную фракцию материала, одновременно трамбуя нижний слой. Используются на рыхлых грунтах, эффективно разрушают их структуру и выталкивают содержащийся внутри воздух.

Катки с решётчатыми вальцами

Как и машины предыдущего типа, используются для дробления грунтов. Цилиндр покрыт не гладким металлом, а решёткой. Её ячеистая структура проникает в рыхлый грунт, обеспечивая как дробление крупных комьев, так и перемешивание материала.

Обычно катки с решётчатыми вальцами применяются в строительстве гидротехнических сооружений. Они особенно эффективны на рыхлых грунтах с малой связностью и неоднородной фракцией. После прохождения такого катка верхний слой насыпи разрушается и перемешивается, а нижний – уплотняется.

Катки с пневмоколесными вальцами

Один из вариантов катков, использующихся в дорожном покрытии. Его вальцы – не металлические цилиндры, а просто пакеты колёс с пневматическими (накачиваемыми воздухом) шинами. Такая конструкция снижает массу машины, зато увеличивает проходимость, простоту эксплуатации и даже доставки техники на место проведения работ.

Обычно катки с пневмоколесными вальцами оснащаются двумя вальцами – передним и задним. Дело в том, что между шинами есть промежутки. Поэтому при движении на покрытии остаются выпуклые полосы из неуплотнённого материала. Чтобы этих дефектов не было, шины на заднем вальце устанавливаются особым образом – перекрывая промежутки на переднем.

Источник изображения tespa.ru

Катки с пневматическими вальцами используются для трамбования малосвязных и несвязных грунтов. Из-за этого, что колеса не оказывают столь же интенсивного давления на покрытие, как металлический цилиндр, эта спецтехника редко применяется для уплотнения асфальта или бетона. А вот для гравийного или песчаного основания дорожного полотна она вполне может использоваться.

Катки комбинированного типа

Как понятно из названия, они оснащаются вальцами двух или большего количества типов. Например, распространены варианты, когда спереди устанавливается гладкий металлический барабан, а сзади – пневмоколесный пакет.

Менее часто встречаются варианты, когда передний валец – кулачковый или решётчатый, а задний – пневмоколесный. Сфера применения таких катков определяется конструкцией цилиндров. Например, гладко-пневмоколесный может использоваться в дорожном строительстве. А кулачково-пневмоколесный подойдёт уже для трамбования рыхлых грунтов на насыпях или иных гидротехнических сооружениях.