Виды самосвалов и сферы их применения

16.11.2020
16.11.2020

Самосвал – грузовой автомобиль на шасси тягача, кузов которого оснащается гидравлической системой для опрокидывания. Спецтехника обычно используется для перевозки различных сыпучих материалов – от руды, добытой на карьерах, до зерна, собранного с полей.

Существует несколько способов классификации самосвалов. Их могут разделять по типу выгрузки, виду кузова, механизму наклона и направлению разгрузки. Но наиболее распространённый способ классификации самосвалов – в зависимости от назначения (сферы применения).

По этому способу классификации различают четыре вида самосвалов:

  • Дорожные;
  • Карьерные;
  • Подземные.

И особняком можно выделить сочленённые самосвалы, которые сочетают возможности дорожных и карьерных машин благодаря особой конструкции шасси.

Источник изображения kamaz.ru

Дорожные самосвалы

Дорожные самосвалы – наиболее широко распространённая разновидность спецтехники. Это обусловлено её универсальностью. Дорожные самосвалы используются в строительстве, в сельскохозяйственных компаниях, в перерабатывающей промышленности. Они применяются также коммунальными хозяйствами и добывающими компаниями. В общем, в любой сфере, где требуется транспортировка сыпучих и малосвязных грузов, могут использоваться дорожные самосвалы.

Этот вид спецтехники получил своё название по одной простой причине – такие машины могут передвигаться по дорогам общего пользования. Это, конечно, накладывает некоторые ограничения. Максимальная грузоподъёмность дорожных самосвалов – 40 тонн.

Источник изображения tespa.ru

Дорожные самосвалы, как правило, представляют собой «сборную конструкцию». В основе находится стандартное шасси от грузовика. Например, базы «КамАЗ» могут использоваться и в самосвалах, и в тягачах. На шасси устанавливается так называемая самосвальная надстройка, представляющая собой кузов с механизмом опрокидывания (разгрузки). В настоящее время наиболее широко используются гидравлические подъёмники, поскольку они обеспечивают высокую производительность (скорость разгрузки в некоторых моделях составляет до 12 секунд) при сохранении компактных размеров. Но ранее можно было встретить дорожные самосвалы со шнековым – или винтовым – механизмом наклона кузова, а также с телескопическим подъёмником.

Ключевым недостатком этого вида спецтехники (кроме относительно небольшой грузоподъёмности) является малая манёвренности в условиях «пересечённой местности». Всё-таки они предназначены для перемещения по дорогам общего пользования. Поэтому на карьерах они могут застрять или сломаться.

Карьерные самосвалы

Как понятно из названия, такие самосвалы предназначены для транспортировки грузов при добыче руды, строительных материалов и полезных ископаемых открытым карьерным методом. Они отличаются впечатляющей грузоподъёмностью – некоторые модели могут перевозить до 450 тонн. Кроме того, карьерные самосвалы имеют огромные размеры, в десятки раз превосходящие габариты обычных грузовых автомобилей, и максимальную в своём сегменте рынка мощность. Но по дорогам общего пользования такие машины перемещаться не могут.

Задача карьерных самосвалов – перевозка огромного количества грузов. При этом такие характеристики, как манёвренность и скорость движения, в приоритет не ставятся. Машины отличаются сравнительной медлительностью и неповоротливостью. Тем не менее, они прекрасно подходят для транспортировки добытой руды от места разработки до точки хранения или перегрузки.

Источник изображения belaz.by

Кроме того, карьерные самосвалы могут двигаться по местности, на которой другие машины просто застревают. Это достигается за счёт использования специальных колёс с увеличенной площадью контакта с поверхностью, полного (либо только заднего) привода и электромеханической трансмиссии.

Крупнейшим производителем карьерных самосвалов на постсоветском пространстве является компания «БелАЗ». Она поставляет машины не только в Россию, но и в другие страны мира. Например, особенно большая доля экспорта такой спецтехники приходится на Индию. В последние годы в Россию также часто завозятся карьерные самосвалы от китайских производителей, которые также подтвердили свою надёжность и практичность.

Сочленённые самосвалы

Если дорожные и карьерные самосвалы строятся на базе монолитного шасси, то сочленённые – состоящего из двух частей. Кабина находится на одном элементе рамы, кузов – на втором. И соединены они специальным шарниром.

Такая конструкция снижает грузоподъёмность – у большинства моделей она составляет около 20-50 тонн. Зато шарнирно-сочленённая рама обеспечивает высокую проходимость. Самосвал подобного типа способен ездить даже по «пересечённой местности». А благодаря разделению рамы его угол поворота значительно меньше, чем у дорожного или карьерного. За счёт этого достигается максимальная манёвренность.

Источник изображения bellequipment.com

Сочленённые самосвалы нашли своё применение в добывающей промышленности. Чаще всего они применяются на месторождениях, где проводится извлечение руды, стройматериалов или полезных ископаемых открытым карьерным методом. Сочленённые самосвалы используются и при транспортировке добытого груза от экскаватора к месту распределения (обработки), и при перемещении от места распределения (обработки) к конечному терминалу.

Одним из крупнейших мировых производителей сочленённых самосвалов является южноафриканская компания Bell Equipment. Впрочем, у неё есть производственные площадки по всему миру. В России Bell Equipment работает совместно с «НЕФАЗ», дочерним подразделением «КамАЗ», и выпускает технику с 2015 года.

Подземные самосвалы

Подземные самосвалы предназначены для проведения погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки сыпучих материалов в шахтах, забоях и разрезах. Однако для использования таких машин требуется соблюдать небольшой угол наклона ствола.

Конструктивно подземный самосвал несколько отличается от «наземных товарищей» и являет собой тягач, к которому прикрепляется кузов на двойной шарнирной сцепке. Это обеспечивает достаточно высокую манёвренность машины. Кроме того, к подземным самосвалам предъявляются повышенные требования по экологичности двигателя и уменьшению количества вредных выбросов. Также силовой агрегат должен выдерживать длительное движение в гору с полным кузовом. Грузоподъёмность такой спецтехники редко превышает 40 тонн.

Источник изображения belaz.by

Ещё одна особенность конструкции заключается в низкой высоте автомобиля. Поэтому использовать стандартные самосвальные надстройки (платформы) невозможно. Подземные машины с полуприцепами разрабатываются «с нуля» и редко используют обычные шасси.

На постсоветском пространстве подземные самосвалы выпускают в первую очередь белорусские производители спецтехники – «МАЗ», «БелАЗ» и «МоАЗ». Среди мировых компаний можно выделить Caterpillar, Sandvik и Atlas Copco. Самая грузоподъёмная модель – Sandvik Supra 0012H. Она способна перевозить до 80 тонн руды, грунта или иных материалов.