Компания Uber изменила представление о рынке такси. Благодаря ней каждый владелец автомобиля мог «практически в один клик» начать зарабатывать на пассажирских перевозках. А те самые пассажиры, нажав пару кнопок в приложении, вызвать такси и поехать куда им требуется. И не нужно держать таксомоторный парк, выдавать путевые листы, нанимать девчонок-операторов и диспетчеров.
А возможно ли такое на рынке грузоперевозок? XXI век за окном, всё-таки. Разберёмся, возможна ли уберизация грузоперевозок в принципе, в России конкретно и придём к неожиданному выводу в конце статьи.
Создание грузовых компаний по типу Uber направлено на решение сразу нескольких проблем как у организаций-партнёров, так и среди водителей-дальнобойщиков.
Больше всего удовольствия получат, конечно же, компании:
Владельцы грузового транспорта также не останутся в накладе. Они смогут получать заказы от крупных компаний, работать в удобное для них время, и просто выбирать интересные маршруты.
В общем, удовольствие получат все. Вопрос лишь в том – а почему, если уберизация грузоперевозок настолько практична и эффективна, на рынке всё ещё нет «Uber для дальнобойщиков»? О, тут всё намного интереснее.
В 2020 году на территории России действуют три компании, которые вплотную подошли к реализации идеи уберизации грузоперевозок:
И ведь это – далеко не все. Есть ещё сервис «Везёт всем», основанный в 2016 году. И платформа YouDo, среди направлений которой есть частные грузоперевозки.
В общем, сервисы есть. Приложения, разве что, нет.
Несмотря на перспективность идеи уберизации грузоперевозок, массовую трансформацию рынка и отказ от экспедиционных компаний останавливает несколько причин. И практически все из них вызваны действиями правительственных регуляторов (в России, во всяком случае):
И это – без учёта ещё одной важной детали. Сама отрасль грузоперевозок плохо располагает к созданию единого унифицированного решения, которое подходит всем и сразу, и работает так же просто, как приложение для телефона. У любого отдельного направления – контейнерных перевозок, сырья, нерудных грузов, зерна, скоропортящихся товаров и рефрижераторов – есть своя специфика. Если её учитывать – то «Uber» начнёт раздуваться до каких-то совершенно невероятных масштабов. Если не учитывать – в проигрыше останутся все.
На 2020 год есть только одна отрасль грузоперевозок, в которой вполне может развиваться «уберизация» – срочные доставки. Как правило, в этом случае идёт речь о небольших, не слишком ценных товарах. Отвезти партию колбасы, отшитых носков или единично перевезти холодильное оборудование (данные с сайта GroozGo).
Крупным производителям такая модель грузоперевозок не слишком хорошо подходит. Им проще или свой собственный автопарк завести с логистическим подразделением, или обратиться к крупным и проверенным экспедиторам. Ведь не слишком приятно ждать с полным складом готовой продукции, пока кто-нибудь из перевозчиков соизволит выбрать и откликнуться на заказ.
Быстрый анализ сервиса «АвтоТрансИнфо» также показывает, что наиболее востребованы единичные перевозки небольших грузов. В основном возят продукты питания, мебель, металлические изделия и оборудование. Никаких «масштабных» грузов вроде сырья, тяжёлой металлургии или всё того же зерна.
Для самих водителей это означает, что если они хотят выйти на рынок грузоперевозок по типу Uber, то им требуется ездить по коротким рейсам с неполной загрузкой. И со стоимостью километра в 20-40 рублей.
Поэтому, чтобы создать действительно удобный, практичный и эффективный для всех участников рынка сервис уберизации грузоперевозок, недостаточно одной светлой идеи. Требуется ещё активное участие властей и упрощение классических процедур транспортировок. Только тогда и водители, и владельцы грузов смогут быстрее находить друг друга.
В 2017 году в России было зарегистрировано свыше 1 млн единиц большегрузных автомобилей – грузоподъёмностью от 12 тонн. Около 90% из них принадлежат либо небольшим транспортным компаниям, либо водителям-одиночкам.
И эти водители-одиночки сами выбирают, с каким экспедитором им работать. Некоторые устраиваются (со своим автомобилем) в крупные компании.
По разным оценкам, доля водителей-частников на российском рынке грузоперевозок в целом составляет от 40% до 70%. По сути, в стране уже действует что-то вроде Uber. Только без удобного приложения и в виде экспедиторских компаний.